Добрый день уважаемые родители ! Вашему вниманию представляется информация о режиме дня . В конце не большая анкета нужно ответить на вопросы.
Режим дня детей дошкольного возраста, возрастные изменения в режиме дня
Сущность режима как рационального распределения во времени и правильной взаимопоследовательности ,удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка. Возрастные особенности режима. Порядок организации различный видов деятельности.
Среди
многочисленных условий, обеспечивающих
необходимый уровень физического и
психического развития ребенка,
рациональному режиму принадлежит одно
из ведущих мест. Основным принципом
правильного построения режима дня
является его соответствие возрастным
психофизиологическим особенностям
дошкольника. Это соответствие
обусловливается удовлетворением
потребности организма в сне, отдыхе,
пище, деятельности, движении. Для каждой
возрастной группы «Программой воспитания
и обучения в детском саду» предусмотрен
свой режим дня, включающий разнообразные
виды деятельности, посильные для детей
умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно
построенный режим предполагает
оптимальное соотношение периодов
бодрствования и сна в течение суток,
целесообразное чередование различных
видов деятельности и отдыха в процессе
бодрствования:
1)
определенную продолжительность занятий,
труда и рациональное сочетание их с
отдыхом;
2)
регулярное питание;
3)
полноценный сон;
4)
достаточное пребывание на воздухе.
Значение
режима в том, что он способствует
нормальному функционированию внутренних
органов и физиологических систем
организма, обеспечивает уравновешенное,
бодрое состояние ребенка, предохраняет
нервную систему от переутомления,
создает благоприятные условия для
своевременного развития, формирует
способность адаптироваться к новым
условиям, устойчивость к воздействию
отрицательных факторов.
В дошкольных учреждениях для каждой возрастной группы устанавливается свой режим, позволяющий наилучшим образом удовлетворить все потребности ребенка, обеспечить его правильное физическое развитие и воспитание. Подъем детей в круглосуточных учреждениях для младших групп с 6 часов 30 минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, минут, для старших--с 7--8 часов. Время от подъема до завтрака выделяется на туалет, утреннюю гимнастику, закаливающие процедуры. Для приходящих детей к этому присоединяется обязательный профилактический осмотр. Питание получают дети от 3 до 6 месяцев 6 раз, от 6 месяцев до 1 года--5 раз, от 1 года до 7 лет 4 раза в сутки. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 ---4,5 часов. В режиме детей до Г/2 лет дневной сон повторяется несколько раз и предшествует кормлению; после 1 '/а лет, когда время бодрствования детей значительно увеличивается, днем они спят один раз (после обеда).
1.2 Основные принципы построения режима дня для разновозрастных групп детского сада
Для
укрепления здоровья и нормального
развития ребенка важно, чтобы режим дня
выполнялся на протяжении всего периода
воспитания детей в дошкольном учреждении,
начиная с раннего возраста, сохраняя
постоянство, последовательность и
постепенность в проведении режимных
процессов.
Режим
дня детей разного возраста включает
примерно одни и те же для всех дошкольных
групп виды деятельности и отдыха. От
года к году изменяется лишь содержание
и объем некоторых нагрузок, продолжительность
сна и бодрствования. Так, основные
режимные процессы – прием пищи, пребывание
на свежем воздухе, сон, игры, трудовая
деятельность, учебные занятия, развлечения
во всех группах – четко определены
требованиями программы воспитания и
обучения. Принято следующее возрастное
деление по группам: ясельные – первая
и вторая группы раннего возраста
(соответственно от 2 мес. до 1 года и от
1 года до 2 лет); дошкольные группы: первая
младшая – от 2 до 3 лет; вторая младшая
– от 3 до 4 лет; средняя – от 4 до 5 лет;
старшая – от 5 до 6 лет; подготовительная
к школе – от 6 до 7 лет [1].
Основные
принципы построения режима являются
общими для разных возрастных групп,
однако в каждой из них имеется своя
специфика. Правильная организация
режима дня детей дошкольного возраста
предполагает как учет морфофункциональных
и психофизиологических особенностей
детей, так и использование на каждом
возрастном этапе соответствующих
педагогических приемов и методов.
В
младшем дошкольном возрасте умения и
навыки в различных видах самообслуживания
сформированы у детей еще недостаточно
прочно, поэтому воспитатель постоянно
помогает ребенку и контролирует
выполнение многих действий. Изменение
режима с возрастом – это не только
увеличение или уменьшение времени на
ту или иную деятельность, но и качественное
преобразование всего педагогического
процесса и составляющих его частей.
«Понимание воспитателем этого положения
– решающее условие выполнения режима
во времени и организации отдельных его
отрезков»,– указывает О. Н. Урбанская1 .
Постепенно детей приобщают к новым
видам деятельности, меняется характер
организации режимных процессов, а
следовательно, и подход к ребенку со
стороны взрослого – к воспитаннику
предъявляются новые, более высокие
требования, активизирующие самостоятельность.
К
старшему дошкольному возрасту навыки
у детей становятся более прочными, что
позволяет освободить больше времени
для игры, развития движений, творческой
деятельности. Воспитание старших
дошкольников опирается на осознанное
отношение ребенка к совершаемым
действиям, умение в определенной мере
контролировать свое поведение, оценивать
свои поступки и поступки сверстников.
Вся эта возрастная динамика развития
ребенка положена в основу режимов дня
для разных возрастных групп.
В
теплый период года режим дня меняется:
вся жизнь детей организуется преимущественно
на воздухе, где проводятся разные виды
деятельности, а при наличии условий –
питание и сон. Количество занятий
сокращается до 1 в день, примерная их
длительность.
2.1 Организация бодрствования и сна
Чем
старше ребенок, тем больше времени в
течение дня он проводит в состоянии
активного бодрствования. Дети дошкольного
возраста могут бодрствовать до 5–6 ч
непрерывно. Поэтому очень важно правильно
организовать их деятельность в этот
период. От того, чем заполнено у ребенка
активное бодрствование, во многом
зависит его работоспособность, настроение,
качество и глубина сна.
В
детском саду период бодрствования
складывается из разнообразной
деятельности. Это организованные
занятия, труд, самостоятельная
двигательная, игровая деятельность,
развлечения. Как известно, игре принадлежит
ведущая роль в умственном и физическом
развитии ребенка, воспитании у него
нравственных качеств, чувства коллективизма
и самостоятельности. В процессе игры
решаются многие воспитательно-образовательные
задачи, формируются и совершенствуются
у детей необходимые полезные навыки,
умения, закрепляются и углубляются их
представления об окружающей
действительности.
Игры
дошкольников разнообразны по характеру
и содержанию: сюжетно-ролевые,
дидактические, подвижные, спортивные.
Учитывая большую значимость игры для
всестороннего развития ребенка-дошкольника,
следует помнить, что и этот вид
деятельности, как и другие, нуждается
в умелом и чутком педагогическом
руководстве. Необходимо учить детей
организовывать увлекательную игру,
пользоваться игрушками, брать на себя
определенные роли. Этого может достичь
воспитатель, который внимательно
относится к детской игре, участвует в
ней, помогает ребятам распределять
роли, учитывая при этом особенности
характера каждого участника, уровень
взаимоотношений детей друг с другом,
их склонности и интересы.
Следует
развивать у ребенка активность и в
самостоятельной игре. Этому способствуют
определенные приемы: создание интереса
к явлениям окружающей жизни, помощь,
доброжелательное отношение к игре со
стороны взрослых. В организации игр
воспитателю принадлежит главное место,
но необходима и самостоятельная,
творческая деятельности детей. Важно
вовремя поддержать их инициативу, дать
совет, следить, чтобы одни воспитанники
не подавляли других, чтобы каждый был
активен. Беря на себя какую-либо роль,
чаще всего не главную, воспитатель
руководит игрой незаметно для детей.
Особенно нуждаются в поддержке и помощи
дошкольники с неустойчивыми интересами,
нетерпеливые, слишком подвижные.
Организуя
и направляя игры детей, следует также
обязательно учитывать характер
предшествующей и последующей деятельности
в режиме дня. Так, например, подвижные
игры, связанные с большой интенсивностью
движений, не должны проводиться перед
дневным или ночным сном детей, а также
после приема пищи. Во время прогулки,
на которой можно организовать разные
игры, нужно учитывать погодные условия.
В жаркую летнюю погоду предпочтение
отдают играм малой и средней подвижности,
а игры, связанные с бегом, прыжками,
требующие интенсивных движений, лучше
проводить во второй половине дня.
Укрепление
здоровья ребенка, забота о его правильном,
своевременном развитии тесно связаны
с обеспечением условий для рациональной
организации физического воспитания,
при котором полностью удовлетворяется
потребность организма в движении.
Физическому воспитанию принадлежит
одно из ведущих мест в системе
воспитательно-образовательной работы,
так как оно способствует всестороннему
развитию ребенка, совершенствованию
его двигательной сферы, повышению
выносливости, развитию физических
качеств, высокой работоспособности.
В.И. Ленин рассматривал физическое
воспитание как составную часть
всестороннего развития личности и
неотъемлемый компонент коммунистического
воспитания подрастающего поколения.
Уровень
двигательной активности и физиологическая
потребность организма в движении
определяются возрастом, индивидуальными
особенностями центральной нервной
системы, состоянием здоровья и во многом
зависят от внешних условий – гигиенических,
социально-бытовых, климатических и т.
п. Как показали наблюдения педагогов,
психологов, врачей, у детей одного
возраста могут быть значительные
различия в уровне двигательной активности,
в потребности двигаться. Как правило,
здоровые дети среднего и выше среднего
уровня физического развития при
гармоничном телосложении отличаются
большей подвижностью по сравнению со
взрослыми. Это обусловлено более высокой
возбудимостью нервной системы и
относительно слабым развитием тормозных
процессов у дошкольников. Если понаблюдать
за ребенком, когда он предоставлен сам
себе, не увлечен игрой, можно увидеть,
что он ни минуты не остается спокойным.
При этом его движения нередко отличаются
неупорядоченностью, так как они не
направлены на осуществление определенной
задачи, не мотивированы.
Режим
дня детского сада предусматривает ряд
моментов, когда нужно направить действия
ребенка на общественно полезные дела
– учебные занятия, труд, дежурство и
др. Все это для большинства вновь
пришедших детей представляет определенные
трудности, так как им приходится в
какой-то мере ограничивать свои
естественные потребности поиграть,
подвигаться. Чем планомернее и более
систематично ведется работа по
формированию у дошкольников разнообразных
полезных навыков, тем легче и без ущерба
для здоровья они справляются с необходимыми
обязанностями. Если в детском саду не
созданы условия для разнообразной
двигательной деятельности детей, то,
помимо неблагоприятного влияния на их
здоровье, это приведет к отставанию
моторного и нервно-психического развития,
которое в дальнейшем будет трудно
преодолеть, так как основы формирования
навыков, в том числе и двигательных,
закладываются в дошкольном возрасте.
Наблюдения показали, что дети, которые
мало Двигаются или их трудовая деятельность
должным образом не организована, отстают
в физическом развитии и в большей мере
подвержены простудным заболеваниям.
Кроме того, такие дети нередко отличаются
неловкостью, медлительностью.
В
дошкольном учреждении двигательный
режим складывается из утренней гимнастики,
занятий по физической культуре, подвижных,
спортивных игр, физических упражнений,
самостоятельной деятельности. Однако
для обеспечения оптимального уровня
двигательной активности только формальное
проведение всех упомянутых видов
деятельности будет недостаточным.
Важными являются ее содержание, а также
рациональная организация всей жизни
детей, каждого из режимных процессов.
В детских садах, где руководство не
уделяет должного внимания организации
двигательной деятельности дошкольников,
совершенствованию режима занятий и
отдыха, физическое развитие детей, как
правило, недостаточно. И наоборот, если
заведующий, воспитатели, используя
передовой практический опыт, постоянно
стремятся усовершенствовать занятия
по физической культуре, игровую и
самостоятельную деятельность, их
воспитанники отличаются высоким уровнем
физического развития.
Пребывание
на свежем воздухе укрепляет здоровье
и закаливает организм, всесторонне
развивает детей, активизируетихдвигательную
деятельность, познавательные возможности.
Ребенок
дошкольного возраста должен гулять
(даже в холодное время года) до 4–5 ч в
день. Летом же вся деятельность детей
может проходить на воздухе.
Сон
– важнейшая потребность организма
человека. Удовлетворение этой естественной
потребности способствует хорошему
самочувствию и нормальной работоспособности.
Для детей раннего и дошкольного возраста
физиологически полноценный сон составляет
основу крепкого здоровья и правильного
развития.
Потребность
в сне в значительной мере связана с
условиями окружающей среды, с функциональным
состоянием организма и зависит от
множества других факторов. Поэтому,
чтобы создать условия для полноценного
сна ребенка, воспитатель должен знать
возрастные и индивидуальные особенности
сна дошкольника и владеть педагогическими
приемами, влияющими на его качество.
Нервная
система ребенка еще недостаточно
сформирована, она не обладает большой
выносливостью и подвержена сравнительно
быстрому истощению. Особенно неблагоприятно
отражается на ее состоянии и состоянии
организма в целом частое недосыпание,
которое определяется не только
недостаточной продолжительностью сна,
но и плохим качеством сна, когда он
неспокоен, часто прерывается.
При
недостатке сна у дошкольника в пределах
1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток
коры головного мозга значительно
снижается. А это влечет за собой снижение
активной деятельности, работоспособности.
Часто нарушается поведение. У ребенка
могут появиться неправильные, неадекватные
реакции на те или иные воздействия
окружающих его сверстников, взрослых.
Он может расплакаться из-за пустяка,
делать все наоборот и т. п. Длительное
недосыпание нередко бывает причиной
невротических состояний, характеризующихся
появлением у ребенка раздражительности,
плаксивости, ослаблением внимания,
памяти. В одних случаях дети становятся
возбужденными, драчливыми, в других,
наоборот» вялыми, безучастными к
окружающему. Невротические состояния
могут сопровождаться и головными болями,
снижением аппетита, сопротивляемости
организма к заболеваниям, так как
недостаточный сон отрицательно влияет
на состояние всех физиологических
систем и функций организма, тесно
связанных с регулирующей деятельностью
нервной системы.
Для
формирования полноценного сна у детей
важно на всех возрастных этапах создавать
необходимые для него гигиенические и
педагогические условия, устранять
причины, мешающие его наступлению.
Педагог должен обязательно учитывать
индивидуальные особенности каждого
воспитанника. Чем моложе ребенок, тем
большее количество часов он спит и
меньше бодрствует. Дети дошкольного
возраста должны спать в сутки не менее
11–12 ч. Дневной сон в зависимости от
возраста длится до 2–2,5 ч. Он обязателен,
так как нервная система ребенка быстро
реагирует на внешние раздражители,
относительно легко ранима и менее
вынослива по сравнению с нервной системой
взрослого. Именно поэтому активное
бодрствование дошкольников ограничено.
Организация
сна – один из ответственных моментов
всего распорядка жизни детей, он требует
большого внимания к себе со стороны
воспитателей, родителей, создание всех
условий, исключающих возможность его
нарушения.
Рациональный
режим способствует укреплению здоровья
и оказывает положительное воспитательное
воздействие на ребенка.
Режимы
дня для детей разного возраста должны
обеспечить: длительность бодрствования,
соответствующую пределу функциональной
работоспособности нервной системы;
определенное количество часов сна в
сутки для полноценного отдыха;
последовательность и чередование приема
пищи, сна и бодрствования с учетом
возможностей организма ребенка. Для
детей дошкольного возраста (3–7 лет)
рекомендуется режим дня, при котором
максимальная продолжительность
непрерывного бодрствования достигает
5,5–6 ч; общая продолжительность суточного
сна составляет 12,5–12 ч, из которых 2–2,5
ч отводится дневному сну; питание
осуществляется 4 раза в день с интервалами
3,5–4,5 ч. Однако, помимо временных
показателей, для правильной реализации
режима большое значение имеет и
качественный уровень проведения каждого
из его процессов. Если выполнение режима
сводится лишь к соблюдению интервалов
между его отдельными процессами, а
руководство деятельностью детей со
стороны педагога не осуществляется,
оздоровительная и воспитательная роль
режима будет значительно снижена.
В
детских учреждениях, где режим дня
выполняется в соответствии с гигиеническими
требованиями, и все виды деятельности
проводятся на высоком педагогическом
уровне, показатели работоспособности
и развития детей высоки. Если же отдельные
режимные процессы, в первую очередь
такие, как прогулка, занятия, сон,
проводить недостаточно качественно, у
воспитанников к концу дня возникает
усталость, эмоциональный спад, что, в
конечном счете, неблагоприятно влияет
на их здоровье и развитие.
Рациональный
режим дня, который постоянно выполняется
в детском саду и дома, имеет большое
значение для правильного развития
ребенка. Критериями оценки режима, его
соответствия возрастным возможностям
и потребностям детского организма будут
состояние здоровья и уровень умственного
и физического развития дошкольника,
характер его поведения, общения со
сверстниками и взрослыми, эмоциональное
состояние, он. Ребенок, который живет в
условиях, где режим дня отвечает всем
требованиям (предусматривает достаточное
пребывание на воздухе, полноценное
питание, благоприятный уровень
двигательной активности, включает
разнообразные виды нагрузок, достаточный
сон), как правило, отличается своевременным
развитием, редко болеет, хорошо
адаптируется к новым условиям, изменениям
режима. Такой ребенок не страдает
отсутствием аппетита, быстро засыпает,
спокойно и глубоко спит. Поведение его
характеризуется уравновешенностью, он
умеет самостоятельно играть, участвует
в совместных с другими детьми играх.
Анкета
для родителей
Несерьезное
отношение родителей к режиму дня своих
детей опасно сказывается, как на здоровье
ребенка, так и на процессе его воспитания.
- Известно, что ребенок, который привык жить по режиму детского сада, охотно следует ему и дома. А это помогает успешно преодолевать все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима (отказ от еды, сна и др.) тсутствие правильного режима дня дома отражается и на состоянии ребенка в детском саду (повышенная утомляемость, сонливость, вялость или наоборот гипервозбудимость).
Пожалуйста,
выберите подходящий вариант ответа:
- в котором часу Ваш ребенок ложится спать в будние и выходные дни?
- В 21.00-21.30 в 21.30-22.00 в 22.00-22.30 позднее 22.30
- укладываете ли Вы Вашего ребенка в выходные дни на тихий час?
- Да Нет Не всегда
- соблюдаете ли Вы режим детского сада в выходные дни (подъем, еда, прогулки, дневной сон)?
- Да Нет Не всегда
- Посещает ли Ваш ребенок утреннюю гимнастику в детском саду?
- Да Нет Не всегда
- Укажите причину, по которой Ваш ребенок не посещает утреннюю гимнастику в ДОУ?
- - ребенок не может встать рано - Вы не считаете это обязательным
- - другая причина (какая?) ________________________________________________
- Как Ваш ребенок воспринимает занятия физкультурой в детском саду?
- - равнодушно относится к ним - посещает с удовольствием
- не хочет посещать (укажите предполагаемую причину нежелания ребенка)_______________________________________________________________
- Есть у Вашего ребенка спортивная форма и обувь для занятий физкультурой в ДОУ?
- Да Нет Частично есть форма, нет обуви;есть обувь, нет форм
Спасибо
за сотрудничество!
Комментарии
Отправить комментарий